Астрономия

I.Организационный момент

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

Я желаю вам успешной и плодотворной работы!

 

II.Проверка домашнего задания (игра-викторина)

— Сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в незабываемое путешествие, но перед этим давайте проверим, какой багаж знаний мы возьмём с собой в дорогу, проведём соревнования между группами. За каждое выполненное задание, вы будете получать звёзды, которые нам очень пригодятся.

У вас на столах приклеены звёзды, каким звезда, такое и название команды.

Итак, возьмите карточку, которая находится посередине и всей группой ответьте на вопросы, которые находятся в карточке.

Проверяем знания и раздаю звёзды

— Ребята, как вы думаете, почему за правильные ответы я вам раздаю  звёзды разного цвета: жёлтого, голубого, красного? (Чтобы было интересно на уроке. Мы будем изучать звёзды и другие ответы. По количеству звёзд определится победитель. Меня заинтересовало, почему звёзды разного цвета, наверно, от настроения).

-Много вариантов! Спасибо! Действительно, эти звёздочки помогут нам сегодня, но правильно ли вы ответили на вопрос узнаем. Итак, отправляемся в путешествие!

 

III. Введение в тему урока

 

Послушайте внимательно загадку и подумайте над отгадкой

Постелен ковер, Рассыпан горох. —
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.

(небо в звёздах) (слайд 1)

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Верно, сегодня мы поговорим о звёздах, о созвездиях и звёздном небе.

-Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? ( Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?)

— как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 2).

— как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем новые созвездия. Научимся различать созвездия).

— Молодцы!

— Разгадайте загадку: из какого ковша

не пьют, не едят,

а только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица.) (3 слайд)

— Сколько звёзд в ковше созвездия Большой Медведицы?

(В ковше созвездия Большой Медведицы 7 ярких звёзд).

— Сколько медведиц вы знаете?

(4 слайд).

— В северной части неба можно встретить 2-х Медведиц: Большую и Малую.

— Чем примечательно созвездие Малой Медведицы?

(В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники). (5 слайд)

-Люди, много лет назад, научились ориентироваться по звездам. В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, так как Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования.

— Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе?

— Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.

 

Чтобы глаз вооружить

И со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть  чтобы

Нужен мощный … (телескоп)

(Демонстрация телескопа)

Слово на доску

ТЕЛЕСКОП

— Звёзд огромное количество, которое не сосчитать, но можно наблюдать через телескоп. (6 слайд) Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Принцип работы телескопа заключается не в увеличении объектов, а в сборе света (рассказать как это происходит)

— Как вы думаете, когда звёзды хорошо видны, днём или ночью?

— Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд.

— Опишите звёздное небо, какое оно? (Красивое, манящее, бесконечное, яркое, чудесное).

— Мы сегодня побудем немного волшебниками и попробуем в конце урока сотворить своё звёздное небо, а помогут нам ваши звёздочки. В течение урока вы будете продолжать получать за верные ответы звёзды, которые по волшебству окажутся сначала на вашем «кусочке» неба, а затем и на большом классном звёздном небе.

(Учитель раздаёт каждому «кусочек» неба).

 

IV.Работа над новой темой

(За верный ответ – звезда).

— Как вы думаете, почему звёзды светятся? (Они горячие).

— А какое ещё небесное тело горячее? (Солнце).

(Слайд 7)

— Вспомните, что такое «Солнце»?

Табличка

СОЛНЦЕ

(Солнце – это раскаленный шар).

_ Где мы можем найти информацию по данному вопросу? (Посмотреть в интернет, спросить у родителей, прочитать в Толковом словаре)

— Посмотрите в словарь Сергея Ивановича Ожегова, какое определение даётся там, сравним наш ответ.

(Дети смотрят в словарь и зачитывают вслух).

«Солнце — небесное светило (раскалённое плазменное тело) шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты»

— Какое значение жизни Солнца для жизни на Земле?

Хорошо, а теперь попробуем  сформулировать, что же такое «звезда»? (Учитель вывешивает карточку со словом). (Ответы детей).

ЗВЕЗДА

— Заглянем в словарь, какое определение даётся там.

«Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».

— Молодцы! Посмотрите на доску неба. (слайд 8)

— Рассмотрите звездное небо. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).

— И на вашей парте звёзды разного цвета. Как вы думаете, отчего это зависит? (Ответы детей)

— Об этом нам расскажет Воронова Александра, которая дома подготовила дополнительный материал.

(Слушаем сообщение Саши)

«С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле у них разные у них размеры и цвета.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные — сравнительно холодные, жёлтые — горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды — голубые, их температура на поверхности — 30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звёзды в 2.400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие — белые карлики. Они — как десятая долька от Солнца. А Солнце — звезда средней величины. Существуют звезды — пульсары, двойные звезды. Двойная звезда — это система двух звёзд, в которой главная звезда — жёлтая, а спутник — белый или голубой».

— Спасибо, Саша, было очень интересно!

— Саша подготовила для вас вопросы. Кто внимательно слушал, тот сразу ответит. Пожалуйста!

— Итак, от чего зависят «наряды» звёзд?

(Наряды звёзд зависят от температуры).

-Найдите в моём ответе ошибку. Жёлтые звёзды — холодные, а красные – горячие.

(Саша, всё перепутала. Красные – холодные, а жёлтые — горячие, например, Солнце).

— Молодец! А что вы запомнили про голубые звёзды?

(Самые яркие звезды — голубые, их температура на поверхности — 30 тысяч градусов).

— Отлично поработали. Благодарю Сашу и отвечающих. (За верные ответы — звезда, Саша получает  звезду).

(Дополнение учителя о звёздах)

«Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нём знаем, тем интереснее путешествовать по звёздному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Одни звёзды яркие, другие менее заметные. Каждая звезда имеет своё название».

— Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).

— Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие.

А что же такое созвездие? ( ответы) слайд 10

Хорошо, а давайте найдём определение в словаре.

( карточка)

3 группа читает что же такое созвездие?

СОЗВЕЗДИЕ

Давайте немного разомнёмся

V.Физминутка

Пролетает звездолёт,
С ним отправимся в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

(ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).

Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу. (2 раза).

VI.Работа по новой теме

— Сегодня мы с вами познакомимся  с новыми  созвездиями: Кассиопея, Лебедь, Орион.

(Слайд 11)

У вас на столах лежит информация о каждом созвездии, сейчас должен выйти звездочёт и вытянуть конверт с созвездием, сообщение о котором вы будете делать в группе.

Вытягивают созвездия и готовят информацию.

Выходят по одному или 2 человека, представляют созвездия.( орион, кассиопея, лебедь)

Молодцы! А теперь мы проверим, как вы запомнили созвездия.

В файле возьмите карточку №1

— Перед вами изображения созвездий, подпишите их названия. (слайд 15)

Самостоятельная работа. Проверка: дети обмениваются работами и проверяют друг друга).

А сейчас зарядка для глаз. Нарисуйте глазками Солнце, Звезду.

— Молодцы, вижу у вас всё получается, и вы готовы отправиться в звёздное путешествие! Мы отправляемся в путешествие по Зодиаку. А что это такое, мы узнаем, когда прилетим туда.

Карточка

ЗОДИАК

— Встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак…..Откройте глаза. Все долетели? (Да)

— Присаживаемся. Давайте подумаем, что же такое Зодиак?

— Заглянем в наш словарь Сергея Ивановича Ожегова.

«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».

— Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.

— Подумайте, сколько всего созвездий в Зодиаке? (Созвездий в зодиаке 12).

— Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.

(Дети читают хором) листать слайды

Овен — телец – близнецы – рак – лев – дева – весы-скорпион – стрелец – козерог

водолей – рыбы.

— Молодцы! А теперь выполните задание. Возьмите карточку №2.  Перед вами созвездия, пронумеруйте их в порядке их «посещения» Солнцем.

(За верные ответы – звёзды). — Наверное, каждый из вас знает свой знак Зодиака. Поднимите руку, кто знает.

 

— С давних времён человека манило ночное время — загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Потом появилась наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Учитель вывешивает карточку со словом).

АСТРОНОМИЯ

— Скажите, а как называют человека, который занимается изучением звёзд? (Астроном)

— Верно, астрономы также наблюдают за движением планет. Аристотель, Коперник, Галилей (портреты на слайде) – эти люди внесли большой вклад в развитие астрономии. Астрономия – это очень серьёзная и удивительная наука.

— К сожалению, наше путешествие подходит к концу и чтобы нам вернуться, надо снова встать, взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать хором до 5.

(Раз, два, три, четыре, пять)

— Присаживайтесь!

VII. Подведение итогов. Рефлексия

— Теперь мы снова с вами на прежнем месте. Давайте вспомним всё то, что мы сегодня говорили об этом загадочном звёздном небе. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу. Вопросы можно задавать, ориентируясь на наши карточки со словами, которые я вывешивала на доску по ходу урока.

ТЕЛЕСКОП

СОЛНЦЕ

ЗВЕЗДА

СОЗВЕЗДИЕ

ЗОДИАК

АСТРОНОМИЯ

Предполагаемые вопросы:

  1. Что такое «Звезда»?
  2. Какие бывают звёзды?
  3. Как звёзды расположены на небе?
  4. Какие созвездия вы запомнили?
  5. Что такое «Зодиак»?
  6. Сколько созвездий в Зодиаке?
  7. Назовите их.
  8. Как называется наука о звёздах?

— Молодцы! Вот вы и сами друг у друга проверили знания, полученные сегодня на уроке.

— Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках.

А теперь возьмите кусочек неба и свои звёздочки, ваша задача совместно составить созвездия.

— Пока вы творите, я вам прочитаю стихотворение о звёздном небе:

 

Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.

И рассыпались звезды на тысячи верст

Как манят они и зовут за собой

Что вот ты готов уж идти за звездой.

Они миллионы загадок таят,

Сверкают, мерцают, на небо манят.

Вот если б имели мы крылья свои,

Смогли бы тогда улететь от земли.

И сверху увидели б, дух затая,

Как все же прекрасна наша Земля!!!

— Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. И надо учиться видеть эту красоту, ценить и беречь её!

— Вижу вы готовы! Давайте соединим ваши «кусочки» неба в одно большое.

(Дети выносят к доске своё небо и как пазлы складывают Звёздное небо).

— Вам нравится? (Да)

— Очень здорово получилось!!! Молодцы!

— А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш урок.

(заполняют карточку рефлексии)

Оценки

Поздравление

 

 

 

Оставить комментарий